Еще начиная с 1996 года, была внесена физкультура для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Появление этого направления связано с повышением уровня инвалидности, ежегодным рождением детей с физическими патологиями, развитием у них ДЦП и в целом массовым ухудшением состояния здоровья населения страны. Для таких людей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по физической активности, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.
Таким образом, можно выдвинуть общий термин и сказать, что Адаптивная физическая культура (АФК) – это специализированная физкультура для лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Она отличается теорией и практикой от оздоровительной или лечебной физкультуры, так как рассчитана еще и на социализацию людей в обществе. АФК объединяет в себе несколько самостоятельных направлений: таких как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология.
Ее целью является развитие физических возможностей и улучшение двигательных способностей, а в психологическом плане это духовная поддержка, основа оптимистического настроя и помощь в самореализации.
Общие цели следующие:
- Работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
- Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и укрепление иммунитета.
- Образовательные, воспитательные и развивающие задачи также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
- Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры. Нередко встречается проблема человека не только из-за какого-либо отклонения в здоровье, но и по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании своего места в обществе.
Для того, чтобы реализовать цели адаптивной физической культуры необходимо владеть специальными педагогическими приемами:
- Формирование знаний. Помимо усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и наглядно-образные методы передачи информации. Так же в зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером.
- Развитие практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры. Важно помнить, что на каждый вид заболевания разработаны комплексные методики АФК. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления.
На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее, основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:
- Параолимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
- Сурдоолимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
- Специальный – с интеллектуальными отклонениями.
Подводя итоги, хочется отметить, что очень часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми с похожими физическими возможностями, человек может реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. И прогноз для них действительно положительный. У большинства участников значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, им проще дается общение с окружающими и намного быстрее и безболезненнее происходит адаптация в социуме.