Уважаемые читатели, мне иногда пишут, что асоциален, причём делают это с обвинением, таким даже укором, что я стал задумываться, почему люди так хотят собрать всех в одно стадо, тянут близких в то стадо, которое кажется им наиболее приемлемым, забывая о том, что каждый человек индивидуален?
Долгие раздумья напомнили мне массу фактов, которые вписываются в одну общую картину. К примеру, люди, у которых есть телевизор, собираются в группы, обсуждают передачи, смотрят вместе футбол, сериалы, звонят друг другу после просмотра. Дарят друг другу телевизоры, а в итоге наполняют себе голову всякой белибердой. Но ведь они искренне считают, что делают доброе дело, когда втягивают своих друзей и знакомых в группу или область своих интересов. Без всякого сомнения, можно говорить о том, что люди, старающиеся собраться в группы — одиноки. Когда человеку одиноко, он старается под любым предлогом собраться в группу для совместного времяпровождения, пусть даже на время.
Скорее всего, это отголоски первобытного общества, когда племя помогало своим членам выживать. Сейчас вопросы выживания становятся перед людьми так же остро, но проблема завуалирована, и находится за пределами понимания большинства людей, и большинству удобно нахождение в стаде, это даёт чувство локтя, ощущение себя частью чего-то большего, повышает значимость каждого в отдельности по принципу «ты уважаешь меня, я тебя — мы уважаемые люди!»
Для того, чтобы личность ощутила потребность в стаде, необходимо нечто сногсшибательное. То есть должен произойти полный развал, наступить проблемы, и т. д. Личность сама по себе асоциальна, ей без надобности одобрение посторонних людей, слова поддержки от чужих, ей без потребности объединяющие процедуры, она способна к выживанию без посторонней помощи. Именно такие люди могут становиться отшельниками («отсельник», то есть живущий «отселённо» от других, от села), таким людям без особой надобности средства массовой информации, но к ним всегда тянутся другие люди, для которых личность становится неким светочем, или лучом, позволяющим переосмысливать свои поступки, свою жизнь. Второй тип людей, наблюдающих за личностью — это люди. стремящиеся всех вогнать в лужу рядом с собой, дабы все были равны. Этот принцип наблюдается на примерах Швондера и Шарикова. Именно таких персонажей раздражают личности.
В моменты перемен социального характера личности могут вести за собой людей, в созидательных целях, а Швондеры ведут за собой людей в исключительно разрушительных целях.
Знаменателен разговор внука декабриста с большевиком в момент бунта 1917 года.
Внук декабриста спрашивает — за что воюют эти люди? Большевик отвечает: «Они хотят, чтобы не было богатых!» Внук декабриста: «Странно, а мой дед хотел, чтобы не было бедных…»
Личность сама по себе всегда Созидатель, для личности социализация это прежде всего изменение окружающего пространства согласно его жизненным стереотипам, его видению ситуации, его приоритетам и желаниям. Поэтому социализировать личность путём втягивания в проблемы, заботы общества, стадное поведение будет весьма затруднительно, ибо личность, вошедшая в стадо становиться лишь одним из стада.