Выделяются 3 вида личности: физическую, социальную и духовную.
Физическая личность — это тело, или, телесная организация человека. Тело не только первый «предмет» для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека. К физической личности можно также отнести одежду, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человеке, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества.
Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с общения матери с ребенком. По сути она представляет из себя систему социальных ролей человека в разных группах. Все его действия в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви и т.д. формируют социальную структуру личности.
Духовная личность наше внутреннее «Я», на котором все держится. Это внутренние состояния, которые стремятся к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.
Выделение всех этих личностей носит достаточно условный характер. Все эти стороны образуют систему, каждый из элементов на разных этапах жизни человека приобретает разное значение. Например человек может усиленно заботится о своем теле, здоровье или развиваться интеллектуально. Но так же, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру его личности, привести к своеобразному её «расщеплению» или деградации.
Виды человеческих знаний
Житейское, обыденное знание:
— основан на здравом смысле и обыденном сознании;
— является основой для повседневного поведения людей, их взаимоотношений
Практическое :
— овладение вещами;
— преобразование мира
Художественное:
— целостное отображение мира и человека в нем;
— строится на образе, а не на понятиях
Научное:
— основано на понимание действительности в её прошлом, настоящем, будущем;
— достоверное обобщение фактов;
— предвидение различных явлений
Рациональное:
— отражение реальности в логических понятиях и категориях;
— связано с рациональным мышлением
Иррациональное:
— предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля; аномальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки
Личностное:
Зависит от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности
Социальные институты и их функции
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.
Социальные институты — ценности, правила, нормы, установки, образцы и поведения в определенных ситуациях, а также организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в обществе.
В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
- удовлетворение потребностей общества;
- регуляция социальных процессов.
Основные социальные институты
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.
Семья — важнейший социальный институт родства. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Оно выполняет внутренние функции, среди которых регулирование экономики, поддержание стабильности, обеспечения защиты населения и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества.
Образование — социальный институт культуры. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую, обще культурную (приобщение к культурным ценностям)..
Церковь — религиозный институт. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям)
Наука — институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества).
Культура народная, массовая и элитарная.
Культура— понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его характера, навыков, умений и знаний.
Культура бывает материальная и духовная.
Таким образом, материальная культура – это то, что сохраняется в вещах, а духовная культура – то, что накапливает, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт.
Во все времена в обществе четко выделялись элитарная, высокая культура — изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.
Элитарная или высокая культура направлена на узкую группу людей, разбирающихся в искусстве, включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные узкому кругу людей. Это культура так называемых избранных, людей с высокой образованностью, духовным аристократизмом. Критики этого направления говорят, что здесь искусство существует только для искусства, она замыкается в своем мире и фактически не приносит пользы человечеству.
Народная или национальная культура предполагает отсутствие одного авторства, создается всем народом. Сюда включаются мифы, легенды, танцы, сказания, сказки, песни, пословицы, поговорки, ритуалы, обряды. В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа, обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в 2-х основных видах — популярная (описывает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).
Типы учреждений культуры
Концертно-зрелищные учреждения. Они включают в себя театры, спортивные комплексы, цирки, кино и ориентированы на демонстрацию ценностей культуры, внесение инноваций в имеющийся культурный фонд, в том числе в фонд художественной культуры. Все они не существуют вне аудитории.
Музеи — это научно-исследовательские и научно — просветительные учреждения. Музеи, в основном, реализуют на 2 блока функций: блок ориентированный на культурные ценности – создание, расширение музейных фондов, коллекций, их изучение; так же блок показа людям музейных предметов, картин и пр. материалов;
Музей охватывает различные сферы культуры: искусство, историю стран и народов, бытовую деятельность, природную и искусственную среду.
Библиотеки массовые и специализированные. Это самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся печатные продукции, производится их распространение, организация использования в обществе. Для библиотек основным являются не просто хранение различных книг, а их использование читателем. Отсюда большая значимость направленная на образование читателей, формирование у них навыков работы с печатными изданиями. Это — создание условий для саморазвития человека, его самообразования.
Парк культуры. Отличается от других учреждений тем, что его функции связаны с природной основой, природной средой. Это прежде всего активный, оздоровительно-развлекающий и развивающий отдых. Парк как природно-культурное образование позволяет показывать культурный опыт, активирует заботу человека о природе, формирует его адекватное поведение в ней.
Наука в современном мире
Современная наука возникла в Европе в период XV- XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним.
Надо заметить, что все же существует 3 основные концепции науки:
наука как знание;
Наука как деятельность;
Наука как социальный институт.
Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний.
Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.
Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение сегодня
современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке довольно однообразно и ограниченно. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать масштабы и темпы современного научно- технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.
Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования. В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер.
Роль науки в современном обществе.
20 век стал веком победившей научной революции. Научный прогресс ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства.
К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике.
Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.